Музей истории школы

План работы музея 2023-2024 уч.год

Полное наименование: музей истории средней школы №2 им. М.И. Грибушина

Профиль музея: исторический

Дата основания музея: 18 мая 1989 года

Мартыновских Полина Владимировна  — директор МАОУ СОШ №2 им. М.И. Грибушина

Бартова Валентина Петровна – руководитель музея, учитель истории и обществознания

Актив музея:      

Баянова Анастасия – 11 класс

Казакова Юлия – 11 класс

Кузнецова Александра – 11 класс

Мытаркина Софья — 7а класс

Ионова Юлия — 7а класс

Киряков Арсений — 7а класс

Минсадырова Милана — 7а класс

Максимов Данил — 7а класс

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора,  исследования, обработки и оформления, пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

По своему профилю школьный музей — исторический.

Средняя общеобразовательная школа №2 им. М.И. Грибушина – одна из старейших школ города, расположена в здании, которое является памятником архитектуры ХIX в. 20 января 1886 г. на средства именитого купца М.И. Грибушина и К.Т. Хлебникова, русского ученого и путешественника, был открыт Сиропитательный дом для мальчиков.

В 1936 г. в здании бывшего приюта открылась школа. Школа гордится своими выпускниками и учителями. В тяжелые годы войны учителя и учащиеся добровольцами уходили на фронт. Некоторые из них не вернулись: учитель физкультуры Борис Ильич Жуйков, завуч Алексей Никифорович Фомичев, учащиеся Виктор Русских, Николай Наговицын, Виктор Перетягин, Михаил Попов, Николай Докутин, Евгений Корионов и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны в здании школы располагался эвакогоспиталь №5934. Во время войны учащимися школы были собраны деньги в сумме 1617 рублей для постройки самолета «Юный патриот». Через всю войну прошли выпускники Падерина Ия Павловна, Тюриков Сергей Семенович, которые всегда были самыми долгожданными и дорогими гостями в школе. Многие учителя школы награждены за свой труд во время войны медалями «Труженик тыла» и юбилейными медалями: Ваганова Полина Федоровна, Игнашина Лидия Михайловна, Черепахина Надежда Павловна, Крючкова Анастасия Петровна.

Гордостью школы являются выпускники: Герой Социалистического труда, бригадир проходчиков рудника Анатолий Петрович Городилов, кандидат наук Кротов Владислав Геннадьевич, врачи – Михаил Ведерников, Светлана Коркодинова, Лариса Мальгина, Анатолий Дьяков, Виктория Кулакова и другие.

Многие выпускники школы посвятили себя учительской профессии, работали и работают в родной школе: Г.А. Колпакова, И.А. Трясцин, Т.В. Шаньгина, Н.В. Соломонова, С.А. Емельянова, Н.Г. Горбунова, Е.И. Синельникова, М.М. Кобелева, Т.Н. Сарапулова, М.А. Змеев.

Цель работы музея:

  • развитие интереса учащихся к истории и культуре страны, родного края, города, своей «малой родины»; приобщение к духовным ценностям народа;
  • развитие творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования и оформления материалов.

Задачи:

  • обобщение и пропаганда передового опыта педагогов и учащихся школы в разных сферах деятельности;
  • вовлечение учащихся в общественно – полезные дела, развитие их инициативы;
  • поддержка и развитие традиций школьной жизни;
  • сохранение преемственности разных поколений учителей и учащихся школы;
  • нравственное и патриотическое воспитание школьников, содействие формированию у них уважения и любви к школе, своей малой родине;
  • просветительская деятельность среди учащихся, родителей и жителей микрорайона.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, формированию интереса к отечественной истории и культуре, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Концепция  развития школьного музея разработана с учетом воспитательной стратегии МАОУ СОШ N 2 им. М.И. Грибушина.

Основные направления деятельности музея.

  1. Работа с музейным фондом: выявление, отбор, поиск предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов.
  2. Поисковая, научно-исследовательская работа.
  3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание, обновление постоянных и передвижных экспозиций и выставок в школе. Проведение экскурсий, обобщение опыта работы педагогов по использованию материалов музея в урочной и внеклассной работе. Оказание содействия в использовании фондов музея в учебно-воспитательном процессе.
  4. Организационная: оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность.

 Поисково – краеведческая работа музея.

Поисково-краеведческая работа представлена следующими направлениями:

  • поиск новых сведений, материалов, фотографий, документов о бывшем Сиропитательном приюте Грибушина, семье Грибушиных;
  • поиск сведений, фотографий о находившихся в здании школы ФЗШ, ФЗО, профессиональной школы, воспоминаний их выпускников, сбор сведений о средней школе 73, 18, 122, 2;
  • сбор сведений, документальных материалов, воспоминаний, экспонатов, фотографий учащихся – выпускников школы прошлых лет;
  • оформление летописи школьных дел.

Деятельность музея в учебно-воспитательном процессе.

Наличие и деятельность школьного музея позволяют повысить эффективность учебно-воспитательной работы, разнообразить ее формы, повысить интерес учащихся к самостоятельным исследованиям, поиску.

  • Экскурсионная работа.

Большая роль в деятельности музея принадлежит экскурсиям.

По основным экспозициям музея составлены экскурсии.

Разноуровневой подход к системе экскурсий позволяет прививать любовь к школе, гордость ее историей с 1-го класса и на протяжении всей учебы.

Для учащихся начальной школы предлагаются следующие экскурсии:

— «Знакомство с музеем»;

— «Одна из старейших школ города»;

— «Школа – приют для мальчиков»;

— «Этих дней не смолкнет слава» (о выпускниках-фронтовиках).

Для учащихся среднего звена проводятся экскурсии по следующей тематике:

— «По страницам истории школы»;

— «Страну заслонили собой»;

— «Школа – госпиталь»;

— «Школа в годы Великой Отечественной войны»;

— «М.И. Грибушин» и другие.

Для старшего звена предлагаются экскурсии по темам:

— «Мы вечно благодарны вам» (об учителях школы);

— «Выпускники военных лет»;

— «Кунгурское купечество»;

— «Школа в годы Великой Отечественной войны»;

— «Фронтовые письма Н. Докутина»;

— «Благотворительная деятельность в Кунгуре» и другие.

Экскурсии на базе музея проводятся учителями и учащимися, входящими в Актив музея.

Ежегодно планируется и разрабатывается 1-2 новые экскурсии. Экскурсии проводятся и посещаются не только учащимися школы №2, но и родителями учащихся. Активными посетителями музея являются учащиеся и учителя  школы-сад №21,  школ города Кунгура, представители общественности.

  • День подлинника и День открытых дверей..

В практику работы музея вошли такие формы работы, как – День подлинника и День открытых дверей. День подлинника – это мероприятие, в ходе которого учащиеся знакомятся с историей только одного предмета. Для ребят особый интерес представляют письма выпускника школы Николая Докутина, которые он писал с фронта своей матери. К проведению данного мероприятия разработана и проводится экскурсия «Письма с фронта» (на основе писем  Н. Докутина).

  • Тематические выставки:

В музее организуются и проводятся тематические выставки:

— «История школы в грамотах и дипломах» (о спортивных достижениях учащихся школы);

— «Подарки выпускников к юбилеям школы»;

— «Труд – основа жизни человека» (о кооперативе школы в 90-е годы);

— «Мы рисуем школу» (выставки рисунков учащихся).

  • Викторины.

Еще одной формой массовой работы является проведение викторин, которые приурочены к каким-либо датам и мероприятиям. Тематика викторин разнообразна: «М.И. Грибушин», «Школа в годы войны», «Школе – 70».

  • Единый классный час.

Традицией стало в школе проводить 1 сентября и в День памяти М.И. Грибушина (6 сентября) – единые классные часы по истории школы, когда в одно и тоже время для всех учащихся проводится классный час, посвященный одной и той же теме.

Для проведения классных часов на базе музея разработана разнообразная тематика, в которой нашли отражение все стороны деятельности школы:

— «М.И. Грибушин – городской голова»;

— «Научное общество учащихся»;

— «Торговая деятельность семьи Грибушиных» и другие.

  • Уроки мужества.

При изучении темы «Великая Отечественная война» в курсе истории России – учителями истории проводятся Уроки мужества, в ходе которых используется материал по истории школы в годы войны.

  • Встречи с ветеранами войны и труда.

В работе музея принимают участие ветераны войны – выпускники школы и ветераны, проживающие в микрорайоне, ветераны педагогического труда, которые проводят встречи с  учащимися школы, рассказывая о своем боевом и трудовом пути. На протяжении многих лет учащиеся школы проводят встречи с Труфановой Г.И., выпускниками школы – участниками локальных военных действий.

Конкурсы стенгазет, сочинений,  рисунков, поделок учащихся.

Конкурсы проводятся к юбилеям школы, вечерам встречи, Неделям краеведения. Лучшие работы отбираются и хранятся в фондах музея.

  • Дни Кунгурского краеведческого музея.

Музей школы поддерживает тесную связь с Кунгурским краеведческим музеем. На базе школьного музея проводятся Дни Кунгурского краеведческого музея, в программу которых входят такие мероприятия, как

— встречи с научными сотрудниками музея, их помощь учащимся в написании рефератов к НОУ;

— лекции по отдельным темам истории, связанные с историей родного края – «Великий подвиг тружеников тыла» (г. Кунгур в 1941-1945 г.г.), «О доблестях, о подвигах, о славе», «Из истории эвакогоспиталей г. Кунгура», «Уральский добровольческий танковый корпус» и др.;

— выставки, например, «Династия семьи Грибушиных», «Медаль солдатской доблести», «Кунгуряки – участники Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в произведениях кунгурских художников» и др.

  • Работа научного общества учащихся.

Большую поисковую работу проводят учащиеся школы, учителя при работе над рефератами. В фондах музея хранятся работы учащихся школы, занявшие призовые места в городских и областных конкурсах НОУ – «Музей истории школы №2 как объект изучения музееведения» (работа Гакашиной Екатерины, 8 класс), «Почетные граждане г. Кунгура» (работа Чащиной Татьяны 11 класс), «Одна из старейших школ г. Кунгура» (работа Пчелинцевой Ирины, 9 класс),

  • Грибушинские чтения.

Начиная с 1998 г. на базе средней школы №2 им. М.И. Грибушина проводятся Грибушинские чтения. Активными участниками чтений являются учителя и  учащиеся школы, которые готовят выступления по самым различным темам .

  • Работа с родителями.

Родители учащихся – активные участники многих мероприятий, которые проводятся на базе музея: это – встречи выпускников, День открытых дверей для родителей 1-х классов, 5-х классов, экскурсии, посещение семейного склепа Грибушиных.

Деятельность музея и средства массовой информации.

Материалы научно-популярных изданий.

Материалы, собранные учащимися школы для работы над рефератами, рефераты и их тезисы нашли свое отражение в печатных материалах, которые были изданы по материалам Грибушинских чтений.

  1. Роль музея в жизни провинциального города. Историко-культурное наследие и природный комплекс Кунгурского края. //Материалы научно-практической конференции, посвященной 90-летию Кунгурского краеведческого музея (25-26 ноября 1999г.). Кунгур, 1999.

В данном издании опубликованы работы Мушкалова С.М., организатора внеклассной работы СОШ №2 им. М.И. Грибушина:

  • — Купеческий мир Якова Колпакова.
  • — Краеведческий компонент в системе воспитательной работы школы №2 им. М.И. Грибушина г. Кунгура.

2. Грибушины и время. Тезисы докладов научно-практической конференции «Грибушинские чтения». Кунгур, 2000.

В данном издании опубликованы работы Мушкалова С.М., организатора внеклассной работы СОШ №2 им. М.И. Грибушина:

  • — Грибушины и время.
  • — Грибушины. Семейная хроника.

Тезисы работ учащихся школы:

  • — Женская благотворительность в России. (Ефремова К., ученица 9 класса)
  • — Кунгурский первой гильдии купец Яков Колпаков. (Головко Д., ученик 10 класса)

      3.  Ярмарки на Урале. История и современность. Тезисы докладов и сообщений III Научно-практической конференции «Грибушинские чтения» (г. Кунгур, 28-29 марта 2002г.). Кунгур, 2002.

     В данном издании опубликованы тезисы докладов:

— Колпаковой Г.А. О преподавании курса «География Пермской области» в школе» (учитель географии)

— Дубровских С.В. Из опыта работы музея истории средней школы №2 им. М.И. Грибушина. (учитель географии и руководитель музея)

       4. Грибушинские чтения – 2004. Тезисы докладов и сообщений IV региональной научно-практической конференции. (г. Кунгур. 25-26 марта 2004г.) Кунгур. 2004.

— Дубровских С.В. Роль школьного музея в системе воспитательной работы средней школы №2 им. М.И. Грибушина. (руководитель музея)

— Глимшина А. Школьный музей и его основатели. (ученица 10 класса СОШ №2 им. М.И. Грибушина).

      5.  Материалы Малых Грибушинских чтений

  • Моя семья в годы Великой Отечественной войны
Мальгина Ксения 7 класс
  • Патриотическое воспитание в школе №2 г. Кунгура.
Бартова В.П., учитель истории

     6. Грибушинские чтения — 2013

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся в процессе обучения информатики и ИКТ на краеведческом материале Шляпина О.Е. – учитель информатики
Духовно-нравственное воспитание в начальной школе Золотарева И.М. – учитель начальных классов
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы Бартова Т.А. – учитель русского языка и литературы